Preview

Сибирский журнал клинической и экспериментальной медицины

Расширенный поиск

Формирование и оценка врачебных компетенций на виртуальной модели лечебно-диагностического процесса в кардиологии

https://doi.org/10.29001/2073-8552-2023-38-2-311-321

Аннотация

Значительную часть профессиональных врачебных компетенций можно рассматривать в рамках одной емкой и важнейшей в клинической практике компетенции принятия диагностических и лечебных решений, при этом средств удаленного формирования навыков принятия клинико-диагностических решений крайне мало. Технология виртуальных пациентов (ВП) как цифровых моделей лечебно-диагностического процесса (ЛДП) позволяет делать это.
Цель исследования: разработка методического обеспечения удаленного формирования, совершенствования и оценки навыков принятия врачебных решений в кардиологии.
Материал и методы. Материалом для создания виртуальных моделей ЛДП являлась клинико-диагностическая информация из разных источников. Для разработки технического задания на создание ВП были привлечены квалифицированные кардиологи, использованы индивидуальные и групповые коммуникативные методы инженерии знаний. В результате этой работы создано 50 ВП линейной структуры и 10 – разветвленной. Для реализации технического задания использовано программное обеспечение: Java Script (framework Vue.js), Twitter bootstrap, система управления базами данных PostgreSQL.
Результаты. На первом этапе выполнения проекта был создан Web-ресурс, на котором цифровые неинтерактивные модели ЛДП были представлены в линейной модели. На втором этапе проекта была разработана интерактивная разветвленная модель ЛДП. Она отражает все этапы принятия решений – от поступления в стационар до выписки пациента – и позволяет обучающимся анализировать не существовавшие в реальности варианты ЛДП, демонстрирующие «как могло бы быть, если…». Среди интерактивных блоков модели эксперты выделили те, что могут привести к изменению траектории ЛДП (триггерные блоки). Для оценки эффективности врачебных решений разработана рейтинговая система, позволяющая определить не только общий, но и частные персональные рейтинги обучающегося для определенных категорий врачебных решений.
Заключение. В исследовании предложена методология удаленного формирования и оценки клинико-диагностических компетенций врача, которая реализована в формате виртуальных моделей ЛДП.

Об авторах

С. И. Карась
Самарский государственный медицинский университет Министерства здравоохранения Российской Федерации; Научно-исследовательский институт кардиологии, Томский национальный исследовательский медицинский центр Российской академии наук
Россия

Карась Сергей Иосифович - д-р мед. наук, ведущий специалист офиса по развитию образования; специалист отдела координации научной и образовательной деятельности

443099, Российская Федерация, г. Самара, ул. Чапаевская, 89

634012, Российская Федерация, г. Томск, ул. Киевская, 111а 



М. Б. Аржаник
Сибирский государственный медицинский университет Министерства здравоохранения Российской Федерации
Россия

Аржаник Марина Борисовна - канд. пед. наук, доцент  кафедры медицинской и биологической кибернетики

634050, Российская Федерация, г. Томск, Московский тракт, 2 



Е. В. Гракова
Научно-исследовательский институт кардиологии, Томский национальный исследовательский медицинский центр Российской академии наук
Россия

Гракова Елена Викторовна - д-р мед. наук, ведущий  научный сотрудник, отделение патологии миокарда

634012, Российская Федерация, г. Томск, ул. Киевская, 111а 

 



М. В. Балахонова
Сибирский государственный медицинский университет Министерства здравоохранения Российской Федерации
Россия

Балахонова Мария Вячеславовна - канд. мед. наук, доцент кафедры кардиологии

ORCID 0000-002-5510-4589

634050, Российская Федерация, г. Томск, Московский тракт, 2 



Список литературы

1. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования – специалитет по специальности 31.05.01 Лечебное дело. URL: https://ssmu.ru/upload/filesarchive/minobrfiles/31.05.01_Lechebnoe_delo_2020.pdf. (24.04.2023).

2. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования – специалитет по специальности 30.05.03 Медицинская кибернетика. URL: https://ssmu.ru/upload/filesarchive/minobrfiles/30.05.03_Medicinskaja_kibernetika_2020.pdf. (24.04.2023).

3. Хуторской А.В. Методологические основания применения компетентностного подхода к проектированию образования. Высшее образование в России. 2017;12(218):85–91.

4. Минакова О.В. Модель формирования аналитико-рефлексивной компетентности будущего врача: экспериментальная проверка. Мир науки. Педагогика и психология. 2020;8(6):119PDMN620. URL: https://mir-nauki.com/119pdmn620.html (24.04.2023).

5. Лазаренко В.А., Калуцкий П.В., Дрёмова Н.Б., Овод А.И. Адаптация высшего медициинского образования к условиям цифровизации здравоохранения. Высшее образование в России. 2020;29(1):105–115. DOI: 10.31992/0869-3617-2020-29-1-105-115.

6. Красносельских Т.В., Тельнюк И.В., Худик В.А. Перспективы использования дистанционного обучения в образовательном процессе медицинского вуза. Преподаватель XXI век. 2020;(3):100–114. DOI: 10.31862/2073-9613-2020-3-100-114.

7. Карась С.И. Виртуальные пациенты как формат симуляционного обучения в непрерывном медицинском образовании (обзор литературы). Бюллетень сибирской медицины. 2020;19(1):140–149. DOI: 10.20538/1682-0363-2020-1-140-149.

8. Портал непрерывного медицинского и фармацевтического образования Минздрава России. URL: https://edu.rosminzdrav.ru/specialistam/proekty/2/na-nashem-portale-realizovany-novye-interaktivnye-obrazovatelnye-moduli-virtualnyi-pacient-s-ispolzovaniem-sovremennykh-simuljacionnykh-obrazovatelnykh-tekhnologii/#c971 (24.04.2023).

9. Портал методического центра аккредитации специалистов Первого Московского медицинского университета. URL: https://selftest.mededtech.ru (24.04.2023).

10. Карась С.И., Колганов С.О., Кочетков С.Б., Гракова Е.В., Балахонова М.В., Дацюк В.В. и др. Разработка компьютерного методического обеспечения повышения квалификации врачей с удаленным доступом. Сибирский журнал клинической и экспериментальной медицины. 2020;35(4):150–160. DOI: 10.29001/2073-8552-2020-35-4-150-160.

11. Electronic Virtual Patients. URL: https://virtualpatients.eu (24.04.2023).

12. The Regenstrief EHR Clinical Learning Platform. URL: https://www.regenstrief.org/implementation/clinical-learning (24.04.2023).


Рецензия

Для цитирования:


Карась С.И., Аржаник М.Б., Гракова Е.В., Балахонова М.В. Формирование и оценка врачебных компетенций на виртуальной модели лечебно-диагностического процесса в кардиологии. Сибирский журнал клинической и экспериментальной медицины. 2023;38(2):311-321. https://doi.org/10.29001/2073-8552-2023-38-2-311-321

For citation:


Karas S.I., Arzhanik M.B., Grakova E.V., Balakhonova M.V. Formation and assessment of medical competencies on a virtual model of the treatment and diagnostic process in cardiology. Siberian Journal of Clinical and Experimental Medicine. 2023;38(2):311-321. https://doi.org/10.29001/2073-8552-2023-38-2-311-321

Просмотров: 307


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2713-2927 (Print)
ISSN 2713-265X (Online)