Удовлетворенность качеством амбулаторно-поликлинической помощи студентов-медиков как элемент оценки действующей системы медицинского обслуживания
https://doi.org/10.29001/2073-8552-2023-38-1-181-185
Аннотация
Введение. В данной статье рассмотрены проблемы качества оказания амбулаторно-поликлинической помощи студентам-медикам. Большая часть студентов предпочитают не обращаться за медицинской помощью специалистов даже в затруднительных ситуациях, а в большинстве случаев занимаются самолечением. Это вызвано недостаточно качественной степенью обслуживания амбулаторно-поликлинической службой прикрепленного контингента. Существующая государственная система оказания медицинской помощи не совершенна: отсутствует единый подход к организации студенческих поликлиник, в медицинских организациях не учитывается возрастная и социальная специфика учащихся, отмечается низкая преемственность в реабилитации и лечении пациентов, недостаточная профилактическая работа среди студенческой молодежи.
Цель исследования: определить уровень удовлетворенности качеством обеспечения медицинскими услугами студентов-медиков.
Материал и методы. Социологический метод включал в себя анкетирование студентов-медиков (1026 респондентов) по специально разработанному опроснику, который содержал вопросы об объеме, характере, качестве работы и удовлетворенности условиями поликлинического учреждения. Логистический метод заключался в анализе кадрового, ресурсного обеспечения, а также деятельности медицинского учреждения.
Результаты. Большая часть студентов-медиков встречаются с препятствиями организационного характера (запись на прием, очереди в регистратуру, ожидание очереди в дневной стационар, очереди на приеме и т. п.), 38,0% опрошенных респондентов отметили, что при появлении проблем со здоровьем им легче обратиться в медицинский кабинет колледжа, нежели к участковому врачу. Более того, 64,3% респондентов не имеют информацию об участковом враче. Удовлетворенность зависит от таких факторов, как время ожидания приема врача у кабинета (p < 0,001), доступность при записи на прием к врачу в поликлинику (p < 0,001), предпочтение при обращении к врачу при появлении проблем со здоровьем (p < 0,001), наличие трудностей организационного характера, чтобы попасть на прием или лечение в поликлинику (p < 0,001), расположение регистратуры и кабинетов специалистов, терминала для записи на прием (p < 0,001), а также условия пребывания в лечебно-профилактическом учреждении (p < 0,001).
Выводы. Выявлена необходимость внедрения в практику работы с контингентом студентов-медиков обратной связи, применения доступных скрининговых технологий по активному выявлению особо значимых факторов и групп риска наиболее распространенной патологии, принятия мер по уменьшению воздействия управляемых факторов, а также проведения ежегодных профилактических осмотров и диспансеризации.
Об авторах
М. П. ЧукреевРоссия
Чукреев Максим Павлович – аспирант.
634050, Томск, Московский тракт, 2
Д. Е. Калинкин
Россия
Калинкин Дмитрий Евгеньевич - доктор медицинских наук, доцент.
634050, Томск, Московский тракт, 2
Список литературы
1. World Health Organization. 2018 Global Reference list of 100 Core Health Indictors (Plus Health-Related SDGs). Geneva, Switzerland; 2018:136. URL: https://apps.who.int/iris/handle/10665/259951/ (08.12.2022).
2. Латипова Н.М. Место и роль молодежи в современном узбекистанском обществе. Acad. Res. Educ. Sci. 2020;3:93–109.
3. Мелихова Е.П., Натарова А.А., Васильева М.В. Гигиеническая оценка фактического питания студентов медицинского вуза. Символ науки. 2016;67(3–2):178–179. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/gigienicheskaya-otsenka-fakticheskogo-pitaniya-studentov-meditsinskogo-vuza (08.12.2022).
4. Бондарев В.Г., Башмакова Н.И., Синина А.И., Цыплакова Е.П. Социальное здоровье современной молодежи как приоритет социльной политики государства. Общество: политика, экономика, право. 2020;82(5):13–20. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sotsialnoe-zdorovie-sovremennoy-molodezhi-kak-prioritet-sotsialnoy-politiki-gosudarstva (08.12.2022).
5. Полтавская М.Б. Формы социальной активности молодежи и старшего поколения (по материалам исследования жителей Волгограда). Известия Тульского государственного университета. 2019;7(1):98–110. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=41522513 (08.12.2022).
6. Alfvén T., Dahlstrand J., Humphreys D., Helldén D., Hammarstrand S., Hollander A.C. et al. Placing children and adolescents at the centre of the Sustainable Development Goals will deliver for current and future generations. Glob. Health Action. 2019;12(1):1670015. DOI: 10.1080/16549716.2019.1670015.
7. Попова Н.М., Рапенкова А.В., Москвина Ю.В., Геворкян А.Г. Оценка качества и доступности медицинской помощи студентами медицинского вуза. Скиф. Вопросы студенческой науки. 2019;39(11):308–313. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/otsenka-kachestva-i-dostupnosti-meditsinskoy-pomoschi-studentami-meditsinskogo-vuza (08.12.2022).
8. Ерохина И.Ю., Рослая Н.А. Анализ удовлетворенности качеством предоставления медицинских услуг в амбулаторных условиях. Актуальные вопросы современной медицинской науки и здравоохранения. IV Международная (74-я Всероссийская) научно-практическая конференция. 2019:626–631. URL: http://elib.usma.ru/bitstream/usma/4748/1/USMU_Sbornik_statei_2019_3_154.f (08.12.2022).
9. Shumba C.S., Kabali K., Miyonga J., Mugadu J., Lakidi L., Kerchan P., Tumwesigye T. Client satisfaction in a faith-based health network: Findings from a survey in Uganda. Afr. Health Sci. 2017;17(3):942–953. DOI: 10.4314/ahs.v17i3.38.
10. Batbaatar E., Dorjdagva J., Luvsannyam A., Savino M.M., Amenta P. Determinants of patient satisfaction: a systematic review. Perspect. Public Health. 2017;137(2):89–101. DOI: 10.1177/1757913916634136.
11. Аксенова Е.И., Бессчетнова О.В. Показатели доступности и качества медицинской помощи, обеспечивающие удовлетворенность населения медицинской помощью в различных странах мира. Экспертный обзор. М.: ГБУ «НИИОЗММ ДЗМ»; 2021:40. URL: https://niioz.ru/upload/iblock/63d/63d12bf7dd923bd9c2a1870502c07175.pdf (08.12.2022).
12. Чукреев М.П., Калинкин Д.Е. Оценка удовлетворенности качеством амбулаторно-поликлинического обслуживания студентов-медиков. Материалы 69-й Всероссийской научной конференции молодых ученых и студентов с международным участием. 2021;061(69):303–304.
Рецензия
Для цитирования:
Чукреев М.П., Калинкин Д.Е. Удовлетворенность качеством амбулаторно-поликлинической помощи студентов-медиков как элемент оценки действующей системы медицинского обслуживания. Сибирский журнал клинической и экспериментальной медицины. 2023;38(1):181-185. https://doi.org/10.29001/2073-8552-2023-38-1-181-185
For citation:
Chukreyev M.P., Kalinkin D.E. Satisfaction with the quality of outpatient care of medical students as an element of the assessment of the current system of medical care. Siberian Journal of Clinical and Experimental Medicine. 2023;38(1):181-185. (In Russ.) https://doi.org/10.29001/2073-8552-2023-38-1-181-185