Интеграция мультимедийных компонентов в модели лечебно-диагностического процесса пациентов и клинико-диагностические задачи по кардиологии
https://doi.org/10.29001/2073-8552-2022-37-1-170-177
Аннотация
Введение. Интеграция мультимедийных результатов диагностических исследований в информационную модель лечебно-диагностического процесса позволяет обучать принятию врачебных решений с учетом всей доступной информации о пациенте.
Цель работы: использование мультимедийных результатов инструментальных методов исследования для формирования и проверки уровня принятия эффективных диагностических решений.
Материал и методы. В ходе лечебно-диагностического процесса возникает значительный массив мультимедийной информации, которая извлекается из баз данных диагностических подразделений и важна для принятия врачебных решений. При необходимости модель дополнялась релевантными по клинико-демографическим характеристикам исследованиями других пациентов. В зависимости от целей дальнейшего использования мультимедийные компоненты интегрировались в виртуальные симуляции с двумя разными траекториями предъявления информации обучающимся.
Результаты. На первом этапе проекта мультимедийные компоненты были интегрированы в линейные модели завершенных случаев заболевания для демонстрации обучающимся врачебных решений. Они предъявляются в виде фрагментов записей магнитно-резонансной томографии (МРТ), эхокардиографии (ЭхоКГ), ультразвукового исследования (УЗИ) сосудов; сканированных записей электрокардиограммы (ЭКГ), результатов ангиографии, изображений рентгенограмм, томограмм и других визуализирующих методов исследования пациента. Каждый мультимедиа файл сопровождается текстовым заключением соответствующего специалиста. На втором этапе они интегрированы в модели с разветвленной траекторией предъявления информации. В зависимости от принимаемых решений течение болезни и состояние пациента меняются, что означает наличие альтернативных сценариев лечебно-диагностического процесса в отличие от реально инвариантного лечения пациента. Эта возможность особенно важна для формирования компетенций принятия врачебных решений в безопасных условиях симуляции. Для клинико-диагностических задач авторами разработана рейтинговая система количественной оценки эффективности принятых решений.
Обсуждение. Формирование врачебных компетенций в образовательном процессе путем многократного принятия решений в меняющихся условиях критически важно для здоровья и жизни больных и может быть эффективно реализовано через симуляционные технологии. Web-доступ к этому контенту стратегически важен для использования виртуальных пациентов с мультимедийными диагностическими результатами для отработки навыков принятия решений в клинических дисциплинах.
Об авторах
С. И. КарасьРоссия
д-р мед. наук, специалист отдела координации научной и образовательной деятельности, 634012, Томск, ул. Киевская, 111а;
профессор кафедры медицинской и биологической кибернетики, 634050, Томск, Московский тракт, 2
К. В. Завадовский
Россия
д-р мед. наук, заведующий лабораторией радионуклидных методов исследования,
634012, Томск, ул. Киевская, 111а
Т. А. Шелковникова
Россия
канд. мед. наук, старший научный сотрудник, отделение рентгеновских и томографических методов диагностики,
634012, Томск, ул. Киевская, 111а
В. М. Гуляев
Россия
канд. мед. наук, врач-рентгенолог кабинета спиральной компьютерной томографии, отделение рентгеновских и томографических методов диагностики,
634012, Томск, ул. Киевская, 111а
А. Е. Баев
Россия
канд. мед. наук, заведующий отделением рентгенохирургических методов диагностики и лечения,
634012, Томск, ул. Киевская, 111а
В. Х. Ваизов
Россия
канд. мед. наук, врач отделения функциональной диагностики,
634012, Томск, ул. Киевская, 111а
Е. В. Гракова
Россия
д-р мед. наук, ведущий научный сотрудник, отделение патологии миокарда,
634012, Томск, ул. Киевская, 111а
М. В. Балахонова
Россия
канд. мед. наук, доцент кафедры кардиологии,
634050, Томск, Московский тракт, 2
Э. Э. Кара-Сал
Россия
магистрант,
634050, Томск, пр. Ленина, 30
Список литературы
1. Назаренко Г.И., Осипов Г.С. Основы теории медицинских технологических процессов. В 2 ч.: часть 1. М.: ФИЗМАТЛИТ; 2005:144.
2. Назаренко Г.И., Осипов Г.С. Основы теории медицинских технологических процессов. В 2 ч.: часть 2. М.: ФИЗМАТЛИТ; 2006:164.
3. Cook D.A., Triola M.M. Virtual patients: A critical literature review and proposed next steps. Med. Educ. 2009;43(4):303–311. DOI: 10.1111/j.1365-2923.2008.03286.x.
4. Горшков М.Д., Мороз В.В., Евдокимов Е.А. Симуляционное обучение по анестезиологии и реаниматологии. М: ГЭОТАР-Медиа; РОСОМЕД; 2014:312.
5. Аржаник М.Б., Карась С.И., Гракова Е.В., Васильцева О.Я., Корнеева Т.Б., Кара-Сал Э.Э. Методическое обеспечение дистанционного повышения квалификации врачей: опыт разработки. Российский кардиологический журнал. 2019;24(12):104–108. DOI: 10.15829/1560-4071-2019-12-104-108.
6. Гаврилова Т.А., Кудрявцев Д.В., Муромцев Д.И. Инженерия знаний. Методы и модели. М.: Лань; 2021:324.
7. Дацюк В.В., Кара-Сал Э.Э., Карась С.И., Касинская Е.С., Колганов С.О., Кочетков С.Б. и др. Редактор виртуальных компьютерных симуляций лечебно-диагностического процесса. Свидетельство о государственной регистрации программы для ЭВМ № 2021664879, 2021.
8. Дацюк В.В., Кара-Сал Э.Э., Карась С.И., Касинская Е.С., Колганов С.О., Кочетков С.Б. и др. Модуль обучения студентов на виртуальных компьютерных симуляциях лечебно-диагностического процесса. Свидетельство о государственной регистрации программы для ЭВМ № 2021667713, 2021.
Рецензия
Для цитирования:
Карась С.И., Завадовский К.В., Шелковникова Т.А., Гуляев В.М., Баев А.Е., Ваизов В.Х., Гракова Е.В., Балахонова М.В., Кара-Сал Э.Э. Интеграция мультимедийных компонентов в модели лечебно-диагностического процесса пациентов и клинико-диагностические задачи по кардиологии. Сибирский журнал клинической и экспериментальной медицины. 2022;37(1):170-177. https://doi.org/10.29001/2073-8552-2022-37-1-170-177
For citation:
Karas S.I., Zavadovsky K.V., Shelkovnikova T.A., Gulyaev V.M., Baev A.E., Vaizov V.Kh., Grakova E.V., Balakhonova M.V., Kara-Sal E.E. Integration of multimedia components into the models of treatment and diagnostic process in patients and clinical diagnostic tasks in cardiology. Siberian Journal of Clinical and Experimental Medicine. 2022;37(1):170-177. (In Russ.) https://doi.org/10.29001/2073-8552-2022-37-1-170-177