Preview

Сибирский журнал клинической и экспериментальной медицины

Расширенный поиск

Интеграция мультимедийных компонентов в модели лечебно-диагностического процесса пациентов и клинико-диагностические задачи по кардиологии

https://doi.org/10.29001/2073-8552-2022-37-1-170-177

Аннотация

Введение. Интеграция мультимедийных результатов диагностических исследований в информационную модель лечебно-диагностического процесса позволяет обучать принятию врачебных решений с учетом всей доступной информации о пациенте.

Цель работы: использование мультимедийных результатов инструментальных методов исследования для формирования и проверки уровня принятия эффективных диагностических решений.

Материал и методы. В ходе лечебно-диагностического процесса возникает значительный массив мультимедийной информации, которая извлекается из баз данных диагностических подразделений и важна для принятия врачебных решений. При необходимости модель дополнялась релевантными по клинико-демографическим характеристикам исследованиями других пациентов. В зависимости от целей дальнейшего использования мультимедийные компоненты интегрировались в виртуальные симуляции с двумя разными траекториями предъявления информации обучающимся.

Результаты. На первом этапе проекта мультимедийные компоненты были интегрированы в линейные модели завершенных случаев заболевания для демонстрации обучающимся врачебных решений. Они предъявляются в виде фрагментов записей магнитно-резонансной томографии (МРТ), эхокардиографии (ЭхоКГ), ультразвукового исследования (УЗИ) сосудов; сканированных записей электрокардиограммы (ЭКГ), результатов ангиографии, изображений рентгенограмм, томограмм и других визуализирующих методов исследования пациента. Каждый мультимедиа файл сопровождается текстовым заключением соответствующего специалиста. На втором этапе они интегрированы в модели с разветвленной траекторией предъявления информации. В зависимости от принимаемых решений течение болезни и состояние пациента меняются, что означает наличие альтернативных сценариев лечебно-диагностического процесса в отличие от реально инвариантного лечения пациента. Эта возможность особенно важна для формирования компетенций принятия врачебных решений в безопасных условиях симуляции. Для клинико-диагностических задач авторами разработана рейтинговая система количественной оценки эффективности принятых решений.

Обсуждение. Формирование врачебных компетенций в образовательном процессе путем многократного принятия решений в меняющихся условиях критически важно для здоровья и жизни больных и может быть эффективно реализовано через симуляционные технологии. Web-доступ к этому контенту стратегически важен для использования виртуальных пациентов с мультимедийными диагностическими результатами для отработки навыков принятия решений в клинических дисциплинах. 

Об авторах

С. И. Карась
Научно-исследовательский институт кардиологии, Томский национальный исследовательский медицинский центр Российской академии наук; Сибирский государственный медицинский университет Министерства здравоохранения Российской Федерации
Россия

д-р мед. наук, специалист отдела координации научной и образовательной деятельности, 634012, Томск, ул. Киевская, 111а;

профессор кафедры медицинской и биологической кибернетики, 634050, Томск, Московский тракт, 2



К. В. Завадовский
Научно-исследовательский институт кардиологии, Томский национальный исследовательский медицинский центр Российской академии наук
Россия

д-р мед. наук, заведующий лабораторией радионуклидных методов исследования, 

634012, Томск, ул. Киевская, 111а



Т. А. Шелковникова
Научно-исследовательский институт кардиологии, Томский национальный исследовательский медицинский центр Российской академии наук
Россия

канд. мед. наук, старший научный сотрудник, отделение рентгеновских и томографических методов диагностики, 

634012, Томск, ул. Киевская, 111а



В. М. Гуляев
Научно-исследовательский институт кардиологии, Томский национальный исследовательский медицинский центр Российской академии наук
Россия

канд. мед. наук, врач-рентгенолог кабинета спиральной компьютерной томографии, отделение рентгеновских и томографических методов диагностики, 

634012, Томск, ул. Киевская, 111а



А. Е. Баев
Научно-исследовательский институт кардиологии, Томский национальный исследовательский медицинский центр Российской академии наук
Россия

канд. мед. наук, заведующий отделением рентгенохирургических методов диагностики и лечения, 

634012, Томск, ул. Киевская, 111а



В. Х. Ваизов
Научно-исследовательский институт кардиологии, Томский национальный исследовательский медицинский центр Российской академии наук
Россия

канд. мед. наук, врач отделения функциональной диагностики, 

634012, Томск, ул. Киевская, 111а



Е. В. Гракова
Научно-исследовательский институт кардиологии, Томский национальный исследовательский медицинский центр Российской академии наук
Россия

 д-р мед. наук, ведущий научный сотрудник, отделение патологии миокарда, 

634012, Томск, ул. Киевская, 111а



М. В. Балахонова
Сибирский государственный медицинский университет Министерства здравоохранения Российской Федерации
Россия

канд. мед. наук, доцент кафедры кардиологии, 

634050, Томск, Московский тракт, 2



Э. Э. Кара-Сал
Национальный исследовательский Томский политехнический университет
Россия

магистрант, 

634050, Томск, пр. Ленина, 30



Список литературы

1. Назаренко Г.И., Осипов Г.С. Основы теории медицинских технологических процессов. В 2 ч.: часть 1. М.: ФИЗМАТЛИТ; 2005:144.

2. Назаренко Г.И., Осипов Г.С. Основы теории медицинских технологических процессов. В 2 ч.: часть 2. М.: ФИЗМАТЛИТ; 2006:164.

3. Cook D.A., Triola M.M. Virtual patients: A critical literature review and proposed next steps. Med. Educ. 2009;43(4):303–311. DOI: 10.1111/j.1365-2923.2008.03286.x.

4. Горшков М.Д., Мороз В.В., Евдокимов Е.А. Симуляционное обучение по анестезиологии и реаниматологии. М: ГЭОТАР-Медиа; РОСОМЕД; 2014:312.

5. Аржаник М.Б., Карась С.И., Гракова Е.В., Васильцева О.Я., Корнеева Т.Б., Кара-Сал Э.Э. Методическое обеспечение дистанционного повышения квалификации врачей: опыт разработки. Российский кардиологический журнал. 2019;24(12):104–108. DOI: 10.15829/1560-4071-2019-12-104-108.

6. Гаврилова Т.А., Кудрявцев Д.В., Муромцев Д.И. Инженерия знаний. Методы и модели. М.: Лань; 2021:324.

7. Дацюк В.В., Кара-Сал Э.Э., Карась С.И., Касинская Е.С., Колганов С.О., Кочетков С.Б. и др. Редактор виртуальных компьютерных симуляций лечебно-диагностического процесса. Свидетельство о государственной регистрации программы для ЭВМ № 2021664879, 2021.

8. Дацюк В.В., Кара-Сал Э.Э., Карась С.И., Касинская Е.С., Колганов С.О., Кочетков С.Б. и др. Модуль обучения студентов на виртуальных компьютерных симуляциях лечебно-диагностического процесса. Свидетельство о государственной регистрации программы для ЭВМ № 2021667713, 2021.


Рецензия

Для цитирования:


Карась С.И., Завадовский К.В., Шелковникова Т.А., Гуляев В.М., Баев А.Е., Ваизов В.Х., Гракова Е.В., Балахонова М.В., Кара-Сал Э.Э. Интеграция мультимедийных компонентов в модели лечебно-диагностического процесса пациентов и клинико-диагностические задачи по кардиологии. Сибирский журнал клинической и экспериментальной медицины. 2022;37(1):170-177. https://doi.org/10.29001/2073-8552-2022-37-1-170-177

For citation:


Karas S.I., Zavadovsky K.V., Shelkovnikova T.A., Gulyaev V.M., Baev A.E., Vaizov V.Kh., Grakova E.V., Balakhonova M.V., Kara-Sal E.E. Integration of multimedia components into the models of treatment and diagnostic process in patients and clinical diagnostic tasks in cardiology. Siberian Journal of Clinical and Experimental Medicine. 2022;37(1):170-177. (In Russ.) https://doi.org/10.29001/2073-8552-2022-37-1-170-177

Просмотров: 359


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2713-2927 (Print)
ISSN 2713-265X (Online)