Разработка компьютерного методического обеспечения повышения квалификации врачей с удаленным доступом
https://doi.org/10.29001/2073-8552-2020-35-4-150-160
Аннотация
Цель работы: формулировка методологии разработки интерактивных виртуальных компьютерных симуляций (ВКС) с рейтинговой оценкой решений обучающихся и возможностью удаленного доступа.
Материал и методы. Методы инженерии знаний применялись для извлечения и формализации экспертных знаний о структуре, важности и релевантности клинико-диагностических сведений. Материалами для создания ВКС служили тексты из архивных историй болезни, лабораторные данные, мультимедийные результаты инструментальных методов исследования. Для обеспечения удаленного доступа применена сетевая трехуровневая архитектура, организационно выраженная тремя компонентами: клиент, слой бизнес-логики, слой данных. Программная коммуникация обеспечивается Web-протоколами; инфраструктурно система представлена микросервисами.
Результаты. После экспертного анализа и выявления диагностически и прогностически значимой информации была проведена ее формализация и структуризация, определена модель предметной области, выделены агрегаты и связи между ними, спроектированы программные и пользовательские интерфейсы доступа. Возможные решения обучающихся представлены в виде интерактивных справочников. Артефакты работы пользователя сохраняются в хранилище, представленном модулем работы с файловой системой сервера и объектно-реляционной системой управления базами данных. Каждый модуль задачи содержит статичные и интерактивные блоки информации. Назначение статичных блоков – предоставление обучающимся необходимых сведений для принятия клинико- диагностических решений. Интерактивные блоки предоставляют возможность выбора одного/нескольких вариантов решений из списка. Последовательность дальнейшего предъявления и контент информации определяются ответами обучающегося на вопросы интерактивного блока. Компетенции принятия решений обучающимися оцениваются с помощью балльно-рейтинговой системы. Итоговый персональный рейтинг рассчитывается как произведение всех коэффициентов, связанных с принятыми обучающимся решениями. Этот подход обеспечивает интеграцию рейтинговой системы с траекторией прохождения клинико-диагностической задачи (КДЗ), выбранной обучающимся.
Заключение. Разработанные в данном исследовании дистанционные образовательные технологии для клинических дисциплин достаточно новы и инновационны. Для совершенствования методического обеспечения дистанционного повышения клинической квалификации ведется разработка репозитория ВКС.
Ключевые слова
Об авторах
С. И. КарасьРоссия
Карась Сергей Иосифович, д-р мед. наук, заведующий отделом координации научной и образовательной деятельности; профессор кафедры медицинской и биологической кибернетики
634012, Томск, ул. Киевская, 111а;
634050, Томск, Московский тракт, 2
С. О. Колганов
Россия
Колганов Сергей Олегович, директор ООО «Элекард-Мед».
634055, Томск, пр. Развития, 3
С. Б. Кочетков
Россия
Кочетков Сергей Борисович, начальник отдела разработки программных средств
634055, Томск, пр. Развития, 3
Е. В. Гракова
Россия
Гракова Елена Викторовна, д-р мед. наук, ведущий научный сотрудник, отделение патологии миокарда
634012, Томск, ул. Киевская, 111а
М. В. Балахонова
Россия
Балахонова Мария Вячеславовна, канд. мед. наук, доцент кафедры кардиологии
634050, Томск, Московский тракт, 2
В. В. Дацюк
Россия
Дацюк Валерий Валентинович, программист
634055, Томск, пр. Развития, 3
Г. К. Ноздрин
Россия
Ноздрин Георгий Константинович, программист
634055, Томск, пр. Развития, 3
М. В. Сергеев
Россия
Сергеев Михаил Владимирович, программист
634055, Томск, пр. Развития, 3
Е. С. Касинская
Россия
Касинская Екатерина Сергеевна, аналитик
634055, Томск, пр. Развития, 3
Э. Э. Кара-Сал
Россия
Кара-Сал Эрес Эртинеевич, магистрант 1-го года
634050, Томск, пр. Ленина, 30
М. Б. Аржаник
Россия
Аржаник Марина Борисовна, канд. пед. наук, доцент кафедры медицинской и биологической кибернетики
634050, Томск, Московский тракт, 2
Е. А. Габелко
Россия
Габелко Екатерина Александровна, студентка 6-го курса медико-биологического факультета
634050, Томск, Московский тракт, 2
А. Р. Титова
Россия
Титова Арина Радиевна, студентка 6-го курса медико-биологического факультета
634050, Томск, Московский тракт, 2
Список литературы
1. Петрова В.Н. Возможности применения технологии проблемноориентированного обучения (PBL) в практике высшего образования (на примере ТГУ). Сибирский психологический журнал. 2017;65:112–124. DOI: 10.17223/17267080/65/9.
2. Ellaway R.H., Poulton T., Jivram T. Decision PBL: A 4-year retrospective case study of the use of virtual patients in problem-based learning. Med. Teach. 2015;37(10):926–934. DOI: 10.3109/0142159X.2014.970627.
3. Bateman J., Allen M., Samani D., Kidd J., Davies D. Virtual patient design: exploring what works and why. A grounded theory study. Med. Educ. 2013;47(6):595–606. DOI: 10.1111/medu.12151.
4. Карась С.И. Виртуальные пациенты как формат симуляционного обучения в непрерывном медицинском образовании (обзор литературы). Бюллетень сибирской медицины. 2020;19(1):140–149. DOI: 10.20538/1682-0363-2020-1-140-149.
5. Hege I., Kononowicz A.A., Berman N.B., Lenzer B., Kiesewetter J. Advancing clinical reasoning in virtual patients – development and application of a conceptual framework. GMS J. Med. Educ. 2018;35(1):Doc12. DOI: 10.3205/zma001159.
6. Cook D.A., Erwin P.J., Triola M.M. Computerized Virtual Patients in Health Professions Education: A Systematic Review and Meta-Analysis. Acad. Med. 2010;85(10):1589–1602. DOI: 10.1097/ACM.0b013e3181edfe13.
7. Consorti F., Mancuso R., Nocioni M., Piccolo A. Effi cacy of virtual patients in medical education: A meta-analysis of randomized studies. Computers & Education. 2012;59(3):1001–1008. DOI: 10.1016/j.compedu.2012.04.017.
8. Портал непрерывного медицинского и фармацевтического образования Минздрава России. URL: https://edu.rosminzdrav.ru/specialistam/proekty/2/na-nashem-portale-realizovany-novyeinteraktivnye-obrazovatelnye-moduli-virtualnyi-pacient-s-ispolzovaniem-sovremennykh-simuljacionnykh-obrazovatelnykh-tekhnologii/#c971 (дата обращения: 02.11.2020).
9. Портал методического центра аккредитации специалистов Первого Московского медицинского университета. URL: https://selftest.mededtech.ru/ (дата обращения: 02.11.2020).
10. Карась С.И., Аржаник М.Б., Баев А.Е., Ваизов В.Х., Васильцева О.Я., Гракова Е.В. и др. Виртуальные пациенты с кардиоваскулярной патологией: образовательная технология повышения клинической квалификации врачей. Кардиоваскулярная терапия и профилактика. 2019;18(6):51–56. DOI: 10.15829/1728-8800-2019-6-51-56.
11. Аржаник М.Б., Карась С.И., Гракова Е.В., Васильцева О.Я., Корнеева Т.Б., Кара-Сал Э.Э. Методическое обеспечение дистанционного повышения квалификации врачей: опыт разработки. Российский кардиологический журнал. 2019;24(12):104–108. DOI: 10.15829/1560-4071-2019-12-104-108.
12. Electronic Virtual Patients. URL: https://virtualpatients.eu (дата обращения: 01.11.2020).
13. The Regenstrief EHR Clinical Learning Platform. URL: https://www.regenstrief.org/implementation/clinical-learning (дата обращения: 01.11.2020).
Рецензия
Для цитирования:
Карась С.И., Колганов С.О., Кочетков С.Б., Гракова Е.В., Балахонова М.В., Дацюк В.В., Ноздрин Г.К., Сергеев М.В., Касинская Е.С., Кара-Сал Э.Э., Аржаник М.Б., Габелко Е.А., Титова А.Р. Разработка компьютерного методического обеспечения повышения квалификации врачей с удаленным доступом. Сибирский журнал клинической и экспериментальной медицины. 2020;35(4):150-160. https://doi.org/10.29001/2073-8552-2020-35-4-150-160
For citation:
Karas S.I., Kolganov S.O., Kochetkov S.B., Grakova E.V., Balakhonova M.V., Datsyuk V.V., Nozdrin G.K., Sergeev M.V., Kasinskaya E.S., Kara-Sal E.E., Arzhanik M.B., Gabelko E.A., Titova A.R. Development of computer-based methodology for remote advanced training of medical doctors. Siberian Journal of Clinical and Experimental Medicine. 2020;35(4):150-160. https://doi.org/10.29001/2073-8552-2020-35-4-150-160